Н. М. Олейникову
Кондуктор чисел, дружбы злой насмешник, О чем задумался? Иль вновь порочишь мир? Гомер тебе пошляк, и Гёте глупый грешник, Тобой осмеян Дант, лишь Бунин твой кумир.
Твой стих порой смешит, порой тревожит чувство, Порой печалит слух иль вовсе не смешит, Он даже злит порой, и мало в нем искусства, И в бездну мелких дум он сверзиться спешит.
Постой! Вернись назад! Куда холодной думой Летишь, забыв закон видений встречных толп? Кого дорогой в грудь пронзил стрелой угрюмой? Кто враг тебе? Кто друг? И где твой смертный столб?
23 января 1935
* (Следующие строфы были вычеркнуты Хармсом.)
Вот сборище друзей, оставленных судьбою: Противно каждому другого слушать речь; Не прыгнуть больше вверх, не стать самим собою, Насмешкой колкою не скинуть скуки с плеч.
Давно оставлен спор, ненужная беседа Сама заглохла вдруг, и молча каждый взор Презреньем полн, копьём летит в соседа, Сбивая слово с уст. И молкнет разговор.
* Стихотворение посвящено Николаю Макаровичу Олейникову. Николай Олейников вместе с Хармсом ходил в кружок поэтов и философов, собиравшихся в 33-34 годах на квартире писателя Л. С. Липавского (псевдоним Л. Савельев). Подробнее об Олейникове и истории написания стихотворения см. статью А.Александрова в журнале «Русская литература», 1970, N3, стр. 156.
|